Частное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
г. Санкт-Петербург, пер. Никольский, д. 4
Телефон: +7 921 748 85 83 / (812) 310 04 08
 
Главная / Новости / Почему полная отмена ЕГЭ не решит психологических проблем учеников средней школы и не станет для них «новым благом».

Почему полная отмена ЕГЭ не решит психологических проблем учеников средней школы и не станет для них «новым благом».

17 марта

Новости

Формат ЕГЭ в качестве единого метода аттестации знаний российских учеников (граждан), завершивших обучение в средней школе, определен желанием установить единый алгоритм контроля знаний в общеобразовательном учреждении и сделать более доступным и понятным процесс поступления ученика в ВУЗ.

 

Единый госэкзамен в течение многих лет практикуется в общеобразовательных учреждениях России, формируя предметным «набором по выбору» направление к избранной специальности в структуре высшего образования.

 

Много различных вопросов возникало и возникает в области реализации данного формата, но один из главных – имеет отношение к воздействию ЕГЭ на детскую психологию ученика в процессе подготовки и сдачи экзамена. Вне каких-либо сомнений, здоровье российских детей должно оберегаться со всей тщательностью от возможных разрушительных факторов психологического влияния и культурой деградации. Российская педагогика развивает пространство разумного поиска и научного диалога в сфере среднего образования. Простой тезис не меняет культурно-содержательной выразительности: Здоровое поколение – прекрасное общество – восхитительная страна!

 

Тем не менее, является ли ЕГЭ источником психологического разрушения культурного сознания ребенка? Необходимо рассмотреть подробнее вопрос – принесет ли отмена ЕГЭ спокойствие в психологическую жизнь ученика?

 

Что произойдет при исключении ЕГЭ из финальной части общего образования. Правильно, все ученики сдадут достаточно «спокойно» знакомым учителям своей собственной школы выпускные экзамены, получат аттестат и пойдут подавать документы в выбранный институт или академию. Школьные аттестаты будут участвовать в конкурсе наравне с другими, но придется сдавать вступительные ВУЗ-овские экзамены. В данном случае, будет сложно предположить, что не поступившие в выбранный ВУЗ абитуриенты на основании местных экзаменов будут психологически расстраиваться менее значительно, чем ученики, когда-то плохо сдавшие ЕГЭ по выбранному предмету (если подобное сравнение в ракурсе нравственного отношения к нашим детям вообще возможно). Как же быть в подобной ситуации, - снова существенная педагогическая проблема? Может быть вообще отменить все экзамены в структуре образования и обучать на основании методов воспитательного процесса некоторых российских императоров, которым профессора академий читали лекции, но спрашивать выполнение урока, по большей части, не смели. Как подготовить психологически ученика к выполнению заданий ЕГЭ с эмоциональной устойчивостью, а самое главное, кто должен заниматься данной проблемой? Возможно, не все вопросы решаются в сфере школьной педагогики, содействие в культурном и психологическом развитии ученика также определено родительской заботой.

 

Психологическая устойчивость ребенка исходит из принципов семейного воспитания, в котором он обретает любовь, чувство взаимной поддержки, светлой радости и красоты мира будущего с пониманием культурной идеи собственной судьбы.  Традиции подобного воспитания не смогут создать чувство безысходного отчаяния, ведущего к трагедии детского одиночества ни при каких обстоятельствах – ни в области института детства, ни в пространстве последующей культурной социализации взрослой жизни. Соответственно, ЕГЭ – не является предметной областью в поиске структурной деформации детского сознания.

 

Другие аргументы, которые можно услышать в отношении отмены ЕГЭ – также не являются состоятельными. Конечно, совершенно не хочется думать, что те, кто предлагает разрушить систему образовательного контроля только разыгрывает какую-то свою собственную рекламную карту влияния на общество без осознания всех последствий.

 

Например, аргумент в отмене ЕГЭ, который определен затратами семейного бюджета на различных репетиторов, также не является слишком состоятельным. Образовательное положение репетиторов в жизни ученика, имеющего намерение поступить в ВУЗ, при условии отмены ЕГЭ изменится не существенно. Увеличится только цена репетиторских занятий для обучающегося, поскольку в массовом отношении количество не слишком компетентных репетиторов, знающих программу ЕГЭ средней школы по предмету и не сведущих в программе экзаменов ВУЗа, значительно сократится, а оставшиеся – будут на «вес золота»!   

 

Аргумент «ЕГЭ – это лишь механизм натаскивания» не только педагогически невыразителен, но и научно дискредитирован, поскольку понятие «натаскивание» по своему содержанию подменяет категорию «образовательный процесс», в котором раскрываются различные формы и методы изучения культурно-предметного материала. Пожалуйста, дайте ответ на вопрос: - знание дат исторических событий – это «натаскивание» или постижение периодов становления и развития Государства? Понимание культурного значения «Крещения Руси» – это «натаскивание» или основы духовного образования? Знание определений «Государство», «Политическое общество», «Национальные интересы» – это «натаскивание» или культурное развитие в сфере политического миропонимания?

 

Существуют положительные стороны ЕГЭ, которые хорошо известны:  результаты ЕГЭ позволяют подавать документы сразу в несколько ВУЗов, не выезжая за пределы своего места проживания, а процесс поступления в институт по модели советского времени с необходимостью потребует личное посещение и личное участие в работе приемной комиссии избранного ВУЗа: - не поступил в этом году – поступай в следующем, не прошел по конкурсу экзаменов в данный институт и желаешь поступить в другой – жди следующий год! Очень редко кому в СССР удавалось за один «приемный год» сразу «пробежаться» по двум-трем ВУЗам. Не имеет смысла приводить все расходы на переезд и проживание учеников из других регионов страны в город выбранного ВУЗа с вероятной степенью неизвестности о факте будущего поступления.

 

Конечно, современное количественное усиление в подаче документов сразу в несколько различных по профилю ВУЗов сокращает будущую компетенцию специалиста, ориентировавшегося в свое время на принцип – лишь бы куда-нибудь взяли! Действительно, данный вопрос требует рассмотрения и уточнения в структуре подачи заявлений ученика в институт, но не является решающим в отмене ЕГЭ.

 

Таким образом, формат ЕГЭ является перспективным направлением в области проверки качества среднего образования, определенного государственным контролем по всей России. Корректировка и поиск наилучших (оптимальных) решений в области изложения педагогически-измерительного материала происходит при содействии специалистов ФИПИ с открытым доступом к всей необходимой информации на сайте организации. Имеет ли смысл разрушать проверенную временем педагогическую идею контроля знаний в средней школе ради непонятного и образно-невыразительного стремления к упрощению в сфере образования.   


Наверх страницы